|
Основные понятия АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете. АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора. АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям. АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими. АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро. АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто. АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар. АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте. АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино. АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив. АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов. АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона. БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда. БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры. ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др. ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте. ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом. ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой. ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы. ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки. ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок. ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента. ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения. ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле. ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой. ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.). ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины. ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью. ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая. ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра. ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно). ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы. КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей. КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении. КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано. КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении. КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях. КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии. КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос. КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении. ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков. ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения. МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру. МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения. МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто. МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов. МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто. МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание. НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др. ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука. ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра. ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами. ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры. ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов. ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения. ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв. ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком. ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах. ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним. ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения. ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения. РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков. СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов. СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы). СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот. СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов. СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные. ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра. ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов. ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту. ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном. ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. ТОНИКА — основная ступень лада. ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения. ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов. УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать. УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты. ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения. ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса. ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы. ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения. ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках. ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский). ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску. ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги. ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства
|
|